?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Джейн Эйр

Впервые я прочла «Джейн Эйр», когда мне было лет двенадцать-тринадцать. Очередное лето в Светлогорске, мы снимали квартиру у знакомых, и мне досталась комната с роскошным книжным шкафом, куда я не преминула засунуть свой любопытный нос. Затрудняюсь ответить, почему моё внимание привлёк именно этот роман, но так уж сложилось, что я его выбрала.

Окна выходили не на солнечную сторону, и в комнате почти всегда царил таинственный полумрак – идеальная атмосфера для загадочной истории. Я проглотила книгу за пару дней. Испуганно замирала, когда раздавался истеричный смех сумасшедшей жены Рочестера, кусала локти во время объяснения Джейн и Эдварда. Я была покорена. Правда, в силу возраста мне не удалось проникнуться некоторыми сюжетными линиями. Так, всё, что было связано с пребыванием Джейн у Риверсов, казалось мне скучным, и я с нетерпением гадала, чем же закончится линия с Рочестером.

История и по сей день остаётся одной из любимых, а вот экранизации раньше меня не интересовали. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда в 2011 году вышел фильм с Мией Васиковской в главной роли: я уже видела её в качестве Алисы, и мне захотелось узнать, как ей удастся воплотить образ Джейн. В целом фильм оставил неплохое впечатление, но другие постановки я смотреть не помчалась…

До недавнего момента, когда меня внезапно накрыло. В очередной раз перечитав книгу, я отправилась в путешествие по всем экранизациям, снятым с 1970 года (знаю, что есть и более ранние). Правда, фильм 1970 года, собственно, посмотрела частями, слишком специфический всё же там каст, Джейн и Рочестер существенно старше, чем в романе, и слишком безмятежные. Итак, я ознакомилась с шестью фильмами, а точнее, с тремя фильмами и тремя мини-сериалами. Теперь мне стоящей внимания представлялась не только любовная линия, поэтому расстроило, что детство Джейн и период её разлуки с Рочестером показаны почти везде довольно сжато. Только в версии 1973 года всё отражено детально – да, она порой точнее следует тексту, чем самая известная версия 1983 года, – и Хелен Бёрнс там очень вхарактерная, и Сент-Джон прямо такой, каким должен быть. Жаль, что почти во всех других фильмах затерялись важные акценты: что особенного было в мировоззрении Хелен, как она повлияла на мировоззрение Джейн… Что до Риверса, то в фильме 1996 года, например, его историю вообще изменили, а в фильме 1997 года сделали из него какого-то добряка.

Если к изменениям канона я отношусь неодобрительно – слишком уж люблю оригинал, – то режиссёрские дополнения в основном показались удачными. Особенно размахнулись в сериале 2006 года: тут упор на художественный талант Джейн, на её богатую фантазию (чего стоит самая первая сцена), а ещё подчеркнули тему людей с родственными душами, благодаря чему эпизод с зовущим Эдвардом, услышанным Джейн на расстоянии, заиграл новыми красками. А вот то, что сценаристы многое вынуждены оставить за кадром, конечно, удручает. В первую очередь это касается колоритной сцены с цыганкой, которую воспроизвели лишь в сериале 1983 года. В версии 1973 года есть только урезанный вариант, в версии 2006 года – другая трактовка…

Однако в центре сюжета всё равно, конечно же, сами Джейн и Эдвард, поэтому львиная доля впечатления зависела от актёров, которым достались главные роли. Моя самая любимая Джейн – Саманта Мортон из постановки 1997 года. Золотая середина: и возраст подходящий, и строгость, сдержанность есть, но глаза при этом очень выразительные, эмоциональные сцены актрисе удались, а те, где Джейн улыбается – уж тем паче. Маленькая, изящная, то трогательная и будто не от мира сего, то решительная и неумолимая. Печально, что Рочестер ей в пару достался сомнительный. Киаран Хайндс вполне подходит внешне, но… Уж не знаю, вина это актёра или режиссёра, но получился перекос в сторону грубости, агрессии, этот Рочестер так обращается с Джейн, что никакой любви и нежности не видно. Что ж, по крайней мере, он демонстрирует хоть какие-то переживания, чего не скажешь о Рочестере в исполнении Уильяма Хёрта из фильма 1996 года. Может, я несправедлива, но у него я вообще никаких эмоций не увидела, он всё время ходит с одинаковым лицом, какая уж там любовь. К тому же, он староват и светловат волосами, эх. В паре с ним – Шарлотта Генсбур. Довольно необычный выбор, пожалуй, и что-то в такой Джейн определённо есть, но всё же и её палитра эмоций мне показалась более скудной, чем хотелось бы. Джейн всё же вполне может иногда улыбаться, а порой и дразнить собеседника, если обстоятельства к этому располагают, в версии же Генсбур она получилась слишком уж грустной и растерянной. Схожее впечатление оставила игра Мии Васиковской в версии 2011 года. Недурно, но несколько однобоко. Хотя внешне, имхо, Миа подошла идеально. Её дуэт с Майклом Фассбендером смотрится гармонично. Из Майкла вышел весьма достойный Рочестер, в нём всего в меру, и в его любовь к Джейн верится.

Едем дальше. В сериале 2006 года мне не очень понравилась Джейн. Скажем так, играет Рут Уилсон на уровне, она явно вкладывает душу в роль, но мне помешало визуальное восприятие. Да, Джейн не должна быть красивой, однако хотелось бы, чтобы её внешность была невзрачной, неприметной, но не отталкивающей. Здесь же – на мой вкус, само собой – именно этот случай. Особенно когда Джейн в кадре плачет. В этом плане обратная ситуация – с сериалом 1973 года. Сорча Кьюсак (ааа, какое звучное имя, меня так пропёрло, ну почему меня так не назвали?))) – тоже не красавица по классическим меркам, но её черты лица лично для меня как раз очень привлекательные. Ибо я любитель длинных носов, например. Игра актрисы не вызвала нареканий, с удовольствием наблюдала за этой Джейн, хотя многие, возможно, упрекнут её в излишней улыбчивости. А вот самый улыбчивый Рочестер достался как раз Рут Уилсон. Тоби Стивенс правда то и дело иронично улыбается, и, пожалуй, на книжного Эдварда он не совсем похож по характеру, но… какое-то очарование определённо в нём есть, и мне в итоге такая трактовка пришлась по нраву. Но и в версии 1973 года Рочестер что надо. Его играет Майкл Джейстон, и в нём всего понемногу: и надменности, и нежности, и резкости, и уязвимости… Правда, всё это отражено в полутонах, в исполнении Майкла чуть-чуть не хватает страсти, присущей персонажу, но это уже вкусовщина.

Я начала с моей любимой Джейн Эйр, а закончу любимым Рочестером. Не буду оригинальной, это – Тимоти Далтон из сериала 1983 года. Вот он отразил все грани персонажа, от него прямо невозможно взгляд отвести – и не потому, что он явно красивее, чем Рочестеру следовало бы, а потому, что игра захватывает дух. К сожалению, Зила Кларк, ставшая его партнёршей, на мой взгляд, не дотягивает. Она слишком спокойно-доброжелательная, слишком мягкая для Джейн. Ну и куда старше, да. В общем, в итоге у меня ощущение какое-то такое – «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…» :) Почти в каждом воплощении героев были свои изюминки, и если совместить всё лучшее в одном… Ну или хотя бы объединить в одном фильме Далтона и Мортон… Но мечты останутся мечтами. В любом случае, здорово, что «Джейн Эйр» не перестаёт вдохновлять режиссёров. Книга того стоит.

Для тех отважных людей, что дочитали до этого момента, вопрос: а вы смотрели больше, чем одну-две экранизации? Какая вам нравится сильнее всего и чем?)

Да, да, я посмотрела шесть экранизаций подряд. Нет, нет, у меня всё в порядке))

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
egoaround
Sep. 27th, 2017 10:38 pm (UTC)
Я смотрела только экранизацию с Васиковски (и то, без последних 5 минут, потому что я ее смотрела в автобусе, и он как раз приехал в это время!). Ну вроде норм, но я не в восторге, хотя Васиковски мне скорее нравится. Не помню, кто играл Рочестера, но в фильме он все равно симпатичнее, чем в книге.

Кстати, я "Джейн Эйр" впервые прочитала в прошлом году! В детстве мне было совершенно неинтересно, потому что я думала, что это роман о любви. Короче, хорошо, что я дошла до него только недавно и смогла заметить кучу пластов, кроме любовной истории :)
mind___game
Oct. 1st, 2017 08:03 pm (UTC)
Фассбендер играл Рочестера) Ну, откровенно некрасивые Рочестеры в экранизациях редко встречаются, это да, разве что - слишком старые.

Он о любви, но, имхо, о любви в разных её проявлениях, не только в узком-романтичном) Ну и о многом ещё, конечно. Посему и люблю)
egoaround
Oct. 2nd, 2017 07:10 pm (UTC)
Ну да, вот и я про то же) Там и о любви к себе, и о чувстве собственного достоинства, о независимости и вообще... Даже не верится, что это так давно написано!
ange1ofdeath
Sep. 28th, 2017 08:59 am (UTC)
я смотрел 2. 1983 и 2011. и обе замечательные в плане игры актеров и сюжета...., только Джэйн чисто внешне не нравится в обеих.
P.S.: Вначале подумал, что смотрел 3, но в итоге осознал, что 3я экранизация, которую мой мозг причислил к той же папке, является "Гордостью и предубеждением" 2005. Вот Кира Найтли отлично бы сыграла роль Джэйн, между прочим.
mind___game
Oct. 1st, 2017 08:07 pm (UTC)
Вот интересный вопрос - Джейн-то и не должна, по сути, внешне нравиться... Но при этом и отталкивать не должна, иначе как проникнуться к персонажу))
Чот в голос ржу))) Но прекрасно понимаю твой мозг, исторические эпохи, Англия, соответствующий антураж, все дела... Может, Найтли и потянула бы, не знаю - не очень люблю её как актрису, но в типаж она, наверное, попала бы.
derevotakoe
Sep. 28th, 2017 03:00 pm (UTC)
Мне запомнились только две версии: с Мией и классика 1983 года. И классика мне больше нравится)
mind___game
Oct. 1st, 2017 08:08 pm (UTC)
Классику всегда трудно переплюнуть, да) Хотя ближе всего к первоисточнику вообще версия 1973 года, просто она у нас малоизвестна, к сожалению.
patricia_night
Sep. 29th, 2017 08:39 pm (UTC)
Увлекающийся ты однако человек.
Я смотрела пять из шести - все кроме 1973 года. Но, правда, сильно не подряд, а просто в течение всей жизни. Могу предположить, что если бы я смотрела сейчас, у меня бы другие ощущения остались, но буду писать по тому, что есть))
Я очень люблю Саманту! И как Джейн, и вообще. И я так же очень люблю Шартлотту. Правда, действительно для Джейн она какая-то слишком фея, но мне это не мешает любить эту версию^^
Рочестеры мне нравятся все (из тех что я видела), кроме Самантиного, вот уж действительно не повезло девушке. Хотя они все, как ни странно, действительно разные. И меня совершенно покорил именно своим очарованием Тоби Стивенс. Не в том плане, что он лучший именно Рочестер, а в том, что я смотрела и думала: "Во чувак отличный" %)) А Рут меня тоже отталкивала, но в моем случае, по-моему, не внешностью, а какой-то резкостью - она меня реально пугала и виделась какой-то бой-бабой, Джейн, конечно, может, постоять за себя и она не такая фея как Шарлотта, но ё. Но я готова этот вариант смотреть, чтобы смотреть на Тоби..))
А еще я фильмах очень ценю гармоничность. Знаешь, как раз тот вариант, когда не приходится чужие усы никуда приклеивать. И это для меня получился, как раз, фильм 2011 года. Уж не будем о том, что у Фассбендера фанатское прозвище Сексбендер, и что я с этим прозвищем согласна. Но фильм очень красивый, он хорошо снят, Мия (по-моему, мы с тобой обсуждали как-то, что она, в целом, всё время играет одно и то же), но тут это подходит и она хорошо это своё обычное играет..)) И мне понравилось, как там совершенно очевидно ясно, как Рочестер любит Джейн - никаких тебе догадайся сам, никаких тебе недосказанностей. И есть тот мотив, что не смотря на весь косяк с женой, Джейн действительно от него отвернулась и ушла, хотя могла бы, на самом-то деле и остаться. (Просто она сохранная сильная женщина, которая не хочет торчать в замке с любим и его женой-психопаткой, за что ей плюс 100500 балов в карму). Т.е. тут меньше иногда получающейся в экранизация темы - бедная Джейн, вот же Рочестер скот. И больше передано ощущение, которое у меня сложилось из книги - они два любящих друг друга человека в очень тяжелой ситуации, равные участники действия. Тем дороже потом момент, когда Джейн возвращается.
Скажу еще, что как кино, именно как кино, а не как экранизацию романа, я очень люблю фильм Дзеффирелли 1996 года, несмотря на весь мир прославленного "embarrassingly miscast Rochester" %)))
mind___game
Oct. 1st, 2017 08:24 pm (UTC)
Да, после этого уже не так удивительна скорость, с которой я осилила фильмы Марвел, верно?)

Эх, мне прямо жаль, что версия 1973 у всех в пролёте, она клёвая, имхо. Правда три серии из пяти я нашла только с сабами, даж без перевода, но для тебя-то это точно не препятствие ^_^

Йей, вот мы во многом совпали, как оказалось %))) Саманта меня очаровала, и вдвойне обидно было, что ей реально как-то не очень повезло с партнёром. А про Тоби я едва ли не твоими же словами выразилась, ыыы))) Ещё я всё думала - где ж я его уже видела? Полезла гуглить, и выяснилось, что он снимался в сериале по Пуаро - причём в экранизации самого моего любимого романа)

Ага, было что-то такое про Мию - и я говорила, что вот она мне нравится, тем не менее, и в качестве Джейн - в том числе, в общем-то. Экранизация получилась немного "галопом по европам", на мой вкус, но нельзя впихнуть невпихуемое, а снято действительно красиво. Скажем так, мне кажется, что с этой версии не стоит начинать тем, кто не читал книгу, но вот если книга хорошо знакома, то другое дело. И действительно многие акценты в этой версии толково расставлены, и Фасси справился хорошо. Я тоже всегда воспринимала ситуацию как "бедняги оба, что за капец", а не как-то иначе.

А вот ща угорела - что, он действительно этим известен?))
patricia_night
Oct. 5th, 2017 08:31 pm (UTC)
Определенно %)))
Надо будет поискать-посмотреть, как Человека-Муравья, ага.

Ты про And Then There Were None по Десяти негритятам? Просто он еще в сериале с Дэвидом Суше успел как-то засветиться. С ним еще есть сериал Black Sails, где он играет не кого-нибудь, а капитана Флинта. Ну и из "на слуху" он ж был в Die Another Day.

Мия для меня в этом вопросе как Эмма Уотсон %)) Клёвые они, но^^ Фасси ммммм ^___^ Так, простите, отвлеклась.. Ну, в целом, история и такова, просто в некоторых экранизацией получается, типа - странный этот Рочестер какой-то, бедная Джейн, вот попала, а когда свадьба-жена - ну-вообще-вот-же-ж-скот. А в книге такого совсем нет! Там просто вот да - что за капец, ой, всё, ой, всё.

О, да, о, да!! Это цитата из какой-то известной рецензии на этот фильм)) Не знаю, все ли так считают, но я определенно понимаю, почему некоторые могут. И ведь я так люблю Вильяма Херта!! И совсем, совсем не имею ничего против него как актера. Но повторюсь, фильм мне нравится, а он таки в нем)), так что в моих глазах он не так уж и мимо, видать..^^

Edited at 2017-10-05 08:33 pm (UTC)
mind___game
Oct. 8th, 2017 09:27 pm (UTC)
*в этом моменте Человек-Муравей смотрит на тебя печальным взглядом, напоминая о своём существовании*

Нет, это я ни за что смотреть не буду, я книги-то боюсь до одури, а уж чтобы её воплощение на экране увидеть - упаси Бог)) Я как раз про Пуаро, мой любимый роман - "Пять поросят". А насчёт на слуху - ты же знаешь, как у меня обстоят дела с известными фильмами, хых.

Согласна, хотя для меня Миа чаще как-то куда-то всё-таки попадает :D И насчёт книги согласна, там ситуация не так преподнесена, что, мол, Рочестер виноватая во всём скотинища.

Продолжаю угорать, прости меня, Уильям Хёрт. Но, хоть мне и не зашло, зато я посмотрела давеча "Халка" заверните мне Нортона, Нортона мне подайте да побольше, и вот в качестве этого ушлёпка-вояки Хёрт показался мне как раз очень даже убедительным, понравилось, как сыграл.
patricia_night
Oct. 10th, 2017 07:29 pm (UTC)
Не дави на жалость, Человек-Муравей! На жалость не дави!

Да! Да! Да-да-да!! Эдичка! Какой же прекрасный! И тут тебе и Тим Рот, и, собственно, Хёрт и Лив Тайлер^^ Прекрасные всё люди. А "не зашло" это ты про Хёрта-Рочестера или про фильм "Халк" - сорри, подвисла?
mind___game
Oct. 14th, 2017 04:36 pm (UTC)
*мы с человеком-Муравьём не понимаем, о чём ты, и продолжаем печально взирать*

Не-не-не, фильм "Халк" мне как раз очень даже зашёл! Очень рада, что до него тоже наконец добралась %)
patricia_night
Oct. 14th, 2017 07:32 pm (UTC)
Ребяты, ребяты ^_____^

Еееее!! Ура-ура!! А как тебе замена Эдика на Марка? Мне они оба любы, но по-разному. Эдик для меня больше секс. А Марк больше очарование.
mind___game
Oct. 16th, 2017 07:47 pm (UTC)
А что "ребяты", посмотрела? Нет? *продолжают взирать*

Ой, это сложный вопрос. С одной стороны, Марк мне не люб чисто внешне - тот редкий случай, когда прям антимой тип внешности, но при этом мне дико стыдно и неловко, ибо человек же не виноват. А Эд - это, наоборот, стопроцентное попадание, ахи-охи-влюблённые-вздохи, вот это вот всё. С другой стороны, начинала-то я не с Нортона, как ты знаешь, и уже успела к марковому Брюсу привыкнуть, он для меня уже стал родным. При этом я бы сказала, что трактовка персонажа вообще весьма различается, так что непросто мне уложить в голове теперь вот такую вот предысторию Халка, они всё равно как два разных героя для меня...
vumatu
Sep. 30th, 2017 08:09 pm (UTC)
Полностью я не видела ни одной экранизации, отрывочно - с Тимоти Далтоном. А книга очень нравится. Надо восполнить пробел)
mind___game
Oct. 1st, 2017 08:09 pm (UTC)
Книгу сложно переплюнуть, имхо, но всё же в каждой экранизации есть что-то, что стоит просмотра)
wandering_jenny
Oct. 2nd, 2017 08:18 am (UTC)
ох, это всегда была книга из разряда той классики, которую я осознанно решаю не читать, потому что всего-не-перечитаешь-всё-равно и вот-этим-я-пожертвую.. но раз ты её настолько любишь, я всё же прочитаю! ))))) и фильма я, кстати, ни одного не смотрела... но если прочитаю - то уж и посмотрю ))))
... ох уж эти экранизации вообще! как же редко попадают хотя бы на 70-80% и насколько мне тоже знакомо это вот ощущение "Если бы губы Никанора Ивановича... "! жв ;))
mind___game
Oct. 4th, 2017 08:47 pm (UTC)
ТЫ НЕ ЧИТАЛА?!
Вот это такой шок сейчас был %) Во-первых, потому, что это как раз из разряда той классики, которую обычно все читали :D Во-вторых, это же ты - ты читала раз в пять больше, чем я, а тут вдруг обратная ситуация, я реально в прострации, никак не ожидала)
Всегда опасаюсь рекомендовать книги, ибо вкусовщина, но мне кажется, что "Джейн" более чем достойна быть прочитанной, вот да=)
Попасть в точку трудно, да и стопроцентного соответствия мало кто ждёт, думаю, однако бывают такие экранизации, которые в любом случае радуют фактом своего наличия - как вариация на любимую вещь, - а бывают... ээ... мда)
wandering_jenny
Oct. 6th, 2017 08:27 am (UTC)
ну, я ещё молодой старый рокер, ещё успею, ха! )))
я компенсирую Диккенсом и Стивеном, ты же знаешь :D
слушай, ну тут всё же примешивается индивидуально-оценочное и семейное: я вот выросла с мыслью, что Диккенс - один из величайших писателей мира и вообще, и очень странно, если человек не читал хотя бы пару его романов. в реальности я не знаю никого, кто читал бы больше одного (кроме мамы и Любы)))) как правило, "Оливера..." или "Пиквикский клуб".
ожидания vs реальность.
а от Остин у нас в семье никто никогда не фанател, поэтому... вот и вышло ))
прочитаю! ;)
wandering_jenny
Oct. 7th, 2017 08:28 am (UTC)
редакция: Остин и Бронте, ааааа путаница в моей голове ))))



Edited at 2017-10-07 08:28 am (UTC)
patricia_night
Oct. 7th, 2017 09:45 pm (UTC)
И всё достойные внимания тёти^^ Да-да!
mind___game
Oct. 8th, 2017 09:20 pm (UTC)
Поржала над удалённым комментом про Диккенса)) Я читала больше одного романа. Я читала "Оливера"... и "Пиквикский клуб" :D Но вообще первым-то делом на ум "Рождественская песнь" приходит, вот уж что общеизвестнее общеизвестного :)
А так - я без тени осуждения, разумеется, исключительно из серии "Офигеть, никогда б не пришло в голову", но не в плане "Как она могла так низко пасть"))) Раз уж всплыла заодно и Остин, кстати - она тоже прекрасна, имхо. Её отдельно обожаю за юмор, иронию, так что если тоже как-то не доходили руки - советую :) Английские тётки тру.
patricia_night
Oct. 10th, 2017 07:31 pm (UTC)
Тоже хочу выразить свою любовь и восхищение прекрасным саркастичным чувством юмора Остин. И ее добрым сердцем.
wandering_jenny
Oct. 19th, 2017 09:25 am (UTC)
c Рождественской песнью выходит больше двух, да! кстати, вместе с Песнью в сборнике (где она, ха) ещё три отличные повести есть ;)
кстати, коммент не задумывался как удалённый! это мне комп повыкидывал фортели :/
низко пасть :DDDDD смеюсь очень ))))) вот уж да уж!
лаааадно, так уж и быть, заценю дам!
patricia_night
Oct. 5th, 2017 08:08 pm (UTC)
Поддерживаю шок оратора выше
И поддерживаю мнение - Джейн клёвая
wandering_jenny
Oct. 6th, 2017 08:30 am (UTC)
прочитаю ;)
ну, см. коммент выше. ожидания vs реальность :D
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Йа
mind___game
Храбрый Рыцарь Котейка
Website

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com