?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Джейн Эйр

Впервые я прочла «Джейн Эйр», когда мне было лет двенадцать-тринадцать. Очередное лето в Светлогорске, мы снимали квартиру у знакомых, и мне досталась комната с роскошным книжным шкафом, куда я не преминула засунуть свой любопытный нос. Затрудняюсь ответить, почему моё внимание привлёк именно этот роман, но так уж сложилось, что я его выбрала.

Окна выходили не на солнечную сторону, и в комнате почти всегда царил таинственный полумрак – идеальная атмосфера для загадочной истории. Я проглотила книгу за пару дней. Испуганно замирала, когда раздавался истеричный смех сумасшедшей жены Рочестера, кусала локти во время объяснения Джейн и Эдварда. Я была покорена. Правда, в силу возраста мне не удалось проникнуться некоторыми сюжетными линиями. Так, всё, что было связано с пребыванием Джейн у Риверсов, казалось мне скучным, и я с нетерпением гадала, чем же закончится линия с Рочестером.

История и по сей день остаётся одной из любимых, а вот экранизации раньше меня не интересовали. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда в 2011 году вышел фильм с Мией Васиковской в главной роли: я уже видела её в качестве Алисы, и мне захотелось узнать, как ей удастся воплотить образ Джейн. В целом фильм оставил неплохое впечатление, но другие постановки я смотреть не помчалась…

До недавнего момента, когда меня внезапно накрыло. В очередной раз перечитав книгу, я отправилась в путешествие по всем экранизациям, снятым с 1970 года (знаю, что есть и более ранние). Правда, фильм 1970 года, собственно, посмотрела частями, слишком специфический всё же там каст, Джейн и Рочестер существенно старше, чем в романе, и слишком безмятежные. Итак, я ознакомилась с шестью фильмами, а точнее, с тремя фильмами и тремя мини-сериалами. Теперь мне стоящей внимания представлялась не только любовная линия, поэтому расстроило, что детство Джейн и период её разлуки с Рочестером показаны почти везде довольно сжато. Только в версии 1973 года всё отражено детально – да, она порой точнее следует тексту, чем самая известная версия 1983 года, – и Хелен Бёрнс там очень вхарактерная, и Сент-Джон прямо такой, каким должен быть. Жаль, что почти во всех других фильмах затерялись важные акценты: что особенного было в мировоззрении Хелен, как она повлияла на мировоззрение Джейн… Что до Риверса, то в фильме 1996 года, например, его историю вообще изменили, а в фильме 1997 года сделали из него какого-то добряка.

Если к изменениям канона я отношусь неодобрительно – слишком уж люблю оригинал, – то режиссёрские дополнения в основном показались удачными. Особенно размахнулись в сериале 2006 года: тут упор на художественный талант Джейн, на её богатую фантазию (чего стоит самая первая сцена), а ещё подчеркнули тему людей с родственными душами, благодаря чему эпизод с зовущим Эдвардом, услышанным Джейн на расстоянии, заиграл новыми красками. А вот то, что сценаристы многое вынуждены оставить за кадром, конечно, удручает. В первую очередь это касается колоритной сцены с цыганкой, которую воспроизвели лишь в сериале 1983 года. В версии 1973 года есть только урезанный вариант, в версии 2006 года – другая трактовка…

Однако в центре сюжета всё равно, конечно же, сами Джейн и Эдвард, поэтому львиная доля впечатления зависела от актёров, которым достались главные роли. Моя самая любимая Джейн – Саманта Мортон из постановки 1997 года. Золотая середина: и возраст подходящий, и строгость, сдержанность есть, но глаза при этом очень выразительные, эмоциональные сцены актрисе удались, а те, где Джейн улыбается – уж тем паче. Маленькая, изящная, то трогательная и будто не от мира сего, то решительная и неумолимая. Печально, что Рочестер ей в пару достался сомнительный. Киаран Хайндс вполне подходит внешне, но… Уж не знаю, вина это актёра или режиссёра, но получился перекос в сторону грубости, агрессии, этот Рочестер так обращается с Джейн, что никакой любви и нежности не видно. Что ж, по крайней мере, он демонстрирует хоть какие-то переживания, чего не скажешь о Рочестере в исполнении Уильяма Хёрта из фильма 1996 года. Может, я несправедлива, но у него я вообще никаких эмоций не увидела, он всё время ходит с одинаковым лицом, какая уж там любовь. К тому же, он староват и светловат волосами, эх. В паре с ним – Шарлотта Генсбур. Довольно необычный выбор, пожалуй, и что-то в такой Джейн определённо есть, но всё же и её палитра эмоций мне показалась более скудной, чем хотелось бы. Джейн всё же вполне может иногда улыбаться, а порой и дразнить собеседника, если обстоятельства к этому располагают, в версии же Генсбур она получилась слишком уж грустной и растерянной. Схожее впечатление оставила игра Мии Васиковской в версии 2011 года. Недурно, но несколько однобоко. Хотя внешне, имхо, Миа подошла идеально. Её дуэт с Майклом Фассбендером смотрится гармонично. Из Майкла вышел весьма достойный Рочестер, в нём всего в меру, и в его любовь к Джейн верится.

Едем дальше. В сериале 2006 года мне не очень понравилась Джейн. Скажем так, играет Рут Уилсон на уровне, она явно вкладывает душу в роль, но мне помешало визуальное восприятие. Да, Джейн не должна быть красивой, однако хотелось бы, чтобы её внешность была невзрачной, неприметной, но не отталкивающей. Здесь же – на мой вкус, само собой – именно этот случай. Особенно когда Джейн в кадре плачет. В этом плане обратная ситуация – с сериалом 1973 года. Сорча Кьюсак (ааа, какое звучное имя, меня так пропёрло, ну почему меня так не назвали?))) – тоже не красавица по классическим меркам, но её черты лица лично для меня как раз очень привлекательные. Ибо я любитель длинных носов, например. Игра актрисы не вызвала нареканий, с удовольствием наблюдала за этой Джейн, хотя многие, возможно, упрекнут её в излишней улыбчивости. А вот самый улыбчивый Рочестер достался как раз Рут Уилсон. Тоби Стивенс правда то и дело иронично улыбается, и, пожалуй, на книжного Эдварда он не совсем похож по характеру, но… какое-то очарование определённо в нём есть, и мне в итоге такая трактовка пришлась по нраву. Но и в версии 1973 года Рочестер что надо. Его играет Майкл Джейстон, и в нём всего понемногу: и надменности, и нежности, и резкости, и уязвимости… Правда, всё это отражено в полутонах, в исполнении Майкла чуть-чуть не хватает страсти, присущей персонажу, но это уже вкусовщина.

Я начала с моей любимой Джейн Эйр, а закончу любимым Рочестером. Не буду оригинальной, это – Тимоти Далтон из сериала 1983 года. Вот он отразил все грани персонажа, от него прямо невозможно взгляд отвести – и не потому, что он явно красивее, чем Рочестеру следовало бы, а потому, что игра захватывает дух. К сожалению, Зила Кларк, ставшая его партнёршей, на мой взгляд, не дотягивает. Она слишком спокойно-доброжелательная, слишком мягкая для Джейн. Ну и куда старше, да. В общем, в итоге у меня ощущение какое-то такое – «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…» :) Почти в каждом воплощении героев были свои изюминки, и если совместить всё лучшее в одном… Ну или хотя бы объединить в одном фильме Далтона и Мортон… Но мечты останутся мечтами. В любом случае, здорово, что «Джейн Эйр» не перестаёт вдохновлять режиссёров. Книга того стоит.

Для тех отважных людей, что дочитали до этого момента, вопрос: а вы смотрели больше, чем одну-две экранизации? Какая вам нравится сильнее всего и чем?)

Да, да, я посмотрела шесть экранизаций подряд. Нет, нет, у меня всё в порядке))

Comments

patricia_night
Oct. 10th, 2017 07:31 pm (UTC)
Тоже хочу выразить свою любовь и восхищение прекрасным саркастичным чувством юмора Остин. И ее добрым сердцем.

Profile

Йа
mind___game
Храбрый Рыцарь Котейка
Website

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com